Просмотры материалов : 1495237
Кадетское движение в России в XVII - XX вв. Печать
06.05.2014 20:53

Кадетское движение в России в XVII - XX вв.

 

Кадет происходит от французского слова “cadet” — младший. Это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.

История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Петр понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные – за 13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался – от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.

В 1712 году, также в Москве, Петр I основал Инженерную Школу, за которой через несколько лет последовали и другие, Инженерные и Артиллерийские Школы в Санкт-Петербурге. Эти Школы, соединенные вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус, который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и получил наименование 2-го кадетского корпуса.

Здание Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге

В России термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны. 29 июня 1731 года она подписала указ о создании Шляхетского кадетского корпуса, в 1800 г. получившее наименование Первого кадетского корпуса, для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.

Священным праздником всех кадетов является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус».

Во главе Корпуса был поставлен заправлявший всеми делами обороны генерал – фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних. От всех немцев, тесной толпой окружавших престол, этот отличался тем, что, прослужив на русской службе, он сроднился с Россией и понимал ее интересы. Он знал, что Армии и Флоту требовалось освободиться от иноземной зависимости в комплектовании офицерских кадров. Однако по натуре своей Миних остался немцем – он до мелочей скопировал устав и жизни бытование у Берлинского Кадетского корпуса и насадил в своем ту же зубрежку, ту же муштру, те же фухтеля.

Приблизительно каждые три года Корпус принимал 120 мальчиков в возрасте 5-6 лет. В числе требований к поступающим были дворянское происхождение отца или его штаб-офицерский чин, отменное здоровье мальчика. Предпочтение отдавалось детям небогатых родителей и сиротам, отцы которых погибли на войне.

В 1740 году из Корпуса выпустился будущий великий русский полководец и граф Задунайский – Петр Александрович Румянцев, о чем с гордостью потом вспоминали и воспитанники, и корпусное начальство. Можно и нужно гордиться славным однокашником и питомцем Румянцевым – продолжателем военной идеологии Петра Великого, но отнюдь не благодаря Миниху, а вопреки ему.

С воцарением Елизаветы Петровны обстановка в Корпусе очень круто изменилась. Не стало муштры, зато всячески, в ущерб военным занятиям, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами. В Елизаветинское время Сухопутный Шляхетский кадетский корпус (так он был переименован императрицей) заслужил признание как колыбель русской драматургии и русского театра.

В 1794 году Императрица директором Корпуса назначила генерал-поручика М.И. Голенищева-Кутузова, свободного от романтических фантазий солдата, кадета по воспитанию. Постепенно он вводит разделение кадет на роты и наводит в них порядок. Главное требование – исполнительность.

Вскоре современники отмечали, что в Корпусе «учреждена строгая дисциплина, сообразная с воинскими правилами». В то же время Михаил Илларионович, по воспоминаниям кадета И. Жиркевича, «с кадетами обходился ласково и такого же обхождения требовал и от офицеров».

Особенное внимание боевой генерал уделял изучению кадетами математики, как прикладной к военному делу науке.

Кутузов вводит в число предметов специального курса и тактику. Преподает ее сам, прежде разработав соответствующую обстоятельствам методику, а изготовление схем и чертежей поручает воспитанникам; создает тактический класс.

Главный результат директорства М. И. Кутузова в Сухопутном кадетском корпусе – он вдохнул в жизнь учебного заведения новый дух; понятие личной чести воспитанники все больше связывают не со стремительной карьерой, а со служением Отечеству.

Наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов внес император Николай I. Во-первых, расширил пространство существования кадетских корпусов – девять из вновь созданных были сформированы в провинции, которая, как известно, всегда была более консервативна, чем столицы. Во-вторых, он привязал к заботам о корпусах поместное дворянство. В-третьих, в 1831 году Главным начальником военно-учебных заведений был назначен младший государев брат, генерал-фельдцейхмейстер Великий Князь Михаил Павлович. Всего в годы царствования Николая I было сформировано 17 новых кадетских корпусов, десять из которых просуществовали до Октябрьской революции.

Император Александр II, который, будучи Наследником, в течение шести лет занимал пост Главного начальника военно-учебных заведений, сменив преждевременно скончавшегося дядю – Великого Князя Михаила Павловича, преобразовал кадетские корпуса в военные гимназии. Армия проиграла от нововведения. Единственным благом от него было то, что появились курсы подготовки воспитателей военных гимназий, созданные при 2-ом кадетском корпусе. Они в полной мере оправдают свое существование в царствование Императора Александра III и после, когда учиться на них пойдут строевые офицеры, избирающие хлопотную службу воспитателя кадет по велению души и рекомендации полковых офицерских собраний.

Императору Александру III в определенной степени пришлось ликвидировать те промахи, которые были допущены его предшественником в области военного образования, в подготовке офицерских кадров. В 1882 году он восстановил кадетские корпуса, а также преобразовал в корпуса военные гимназии, учрежденные во время милютинского министерства – Симбирскую, Полоцкую, Тифлисскую, 3-юи 4-ю Московские, 3-ю Петербургскую. Были сформированы кадетские корпуса Донской и 2-ой Оренбургский.

Время последнего царствования для кадетских корпусов – это завершение процесса, начавшегося при Императоре Александре III: они окончательно становятся национальными военно-учебными заведениями, заимствованная форма воспитания юношества оказывается к тому времени только нашим национальным явлением. И самое главное: это время – эпоха Великого Князя Константина Константиновича. Великий Князь был абсолютно убежден, что наиболее гармонично дети развиваются в обществе своих сверстников при совместном изучении наук, постижении культуры, в том числе заветов и традиций, овладении навыками в ремеслах и военном деле. Кадетские корпуса, с его точки зрения, при соблюдении определенных условий, в полной мере и лучше других учебных заведений могут решать задачи гармоничного воспитания.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и всего мира. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

Революция и большевизм привели к тому, что за период 1917-18 г.г. погибли почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31, существовавших в России до марта 1917 г. Судьба многих из них была трагична и сопровождалась гибелью многих кадет и юнкеров, как это было в Петрограде и в Москве, в Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге и во многих других местах, где военная молодежь принимала участке с оружием в руках в противодействии захвату власти местными большевиками.

В областях занятых Белыми Армиями сохранилось лишь несколько кадетских корпусов, в составе которых находилось также много прикомандированных кадет почти всех кадетских корпусов из других областей России. Крушение белых фронтов юга России в конце 1919-го и в 1920-х годах, положило конец существованию кадетских корпусов на русской земле, заставило командование приступить к их эвакуации, далеко не всегда успешной, и к устройству спасенных кадет в Югославии.

После 1917 года, в Сибири и на Дальнем Востоке, в тех или иных условиях смогли существовать до 1922 г. Омский (1-й Сибирский), Хабаровский и Иркутский кадетские корпуса, в составе которых было много прикомандированных кадет из корпусов Европейской России, особенно же из приволжских городов. Б 1922 г. после захвата красными всей территории Сибири и Дальнего Востока, с Русского Острова (Владивосток), в трагических и тяжелых условиях были вывезены в Шанхай последние остатки, около 400 кадет, Омского и Хабаровского кадетских корпусов. Во время перехода в Шанхай, корабли попали в тайфун, в котором бесследно погиб маленький крейсер — «Лейтенант Дадымов», вместе с которым погибли 31 кадет, находившихся на нем. В составе вывезенных были 1-я и 2-я роты Омского корпуса и 1-я рота Хабаровского; в России остались и не могли быть вывезенными 3-я рота Омского корпуса и большая часть 2-й и 3-й рот Хабаровцев. Судьба их осталась неизвестной. В исключительно тяжелых условиях кадеты оставались в Шанхае до 1924 г., после чего их удалось перевести в Югославию, где они были включены частью в Русский кадетский корпус в Сараево, часть в Донской, в Билече; остальная часть была устроена на военный завод в г. Крагуевац, или же распылилась в массе беженцев.

Но совершенно исключительное место в истории корпусов и в жизни кадет в Югославии занял Король-Рыцарь Александр I. Без всякого преувеличения можно сказать, что именно Ему корпуса обязаны не только улучшением своего положения, но и самим фактом продолжительности их существования в Югославии. Знаки Его внимания к корпусам были многочисленны и разнообразны, несмотря на некоторое противодействие левых членов правительства и Скупщины. Достаточно упомянуть о таких, например, фактах, как разрешение кадетам и офицерам носить русскую военную форму, а офицерам и холодное оружие, предоставление корпусу в Сараево обширной и удобной казармы в центре города, а также и закрепление за корпусом здания в Белой Церкви после переезда в этот город, привлечение корпуса к участию в парадах в составе гарнизона, присылки Своих представителей, так наз. «Изасланииков», в дни корпусных праздников, а в Белой Церкви и на выпускные вечера, неоднократная денежная помощь для обмундирования выпускных кадет, во всем этом неизменно проявлялось благоволение Короля Александра I и Его стремление облегчить кадетам жизнь на чужбине. Следуя примеру своего короля, офицерство и национально настроенные круги населения Югославии быстро поняли, какой внутренний смысл заложен в существование корпусов и что они являются достойными представителями Великой России, которую любили и почитали их отцы и деды. Благодарное чувство и преданность к Королю-Рыцарю Александру I свято сохранялись в сердцах кадет и весть об Его мученической кончине в 1934 г. была принята в корпусе, как горестное известие о потере отца, защитника и покровителя.

Во время Великой Отечественной войны в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразом которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров — воспитателей — воспитанники этих учебных заведений.

В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. - еще 6, потом еще и еще. В них принимали «детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России.

В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. Первые кадетские корпуса были созданы в современной России в 1991г. в Новочеркасске и в 1992г. в Новосибирске. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях.

К 2014 году созданы и следующие действуют учебные заведения:

  • Нахимовское военно-морское училище
  • Екатеринбургское суворовское военное училище
  • Санкт-Петербургское суворовское военное училище
  • Московское военно-музыкальное училище
  • Казанское суворовское военное училище
  • Московское суворовское военное училище
  • Тверское суворовское военное училище
  • Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
  • Уссурийское суворовское военное училище
  • Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации
  • Кронштадтский морской кадетский корпус
  • Санкт-Петербургский кадетский корпус
  • Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
  • Оренбургское президентское кадетское училище
  • Ставропольское президентское кадетское училище
  • Краснодарское президентское кадетское училище
  • Тюменское президентское кадетское училище

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2013 года №1980-р в Дальневосточном федеральном округе создано Владивостокское президентское кадетское училище.